Знаменитый русский художник Илья Глазунов всю жизнь собирает старинные иконы. Когда он был молодым, ему встретился очень старинный список «Казанской иконы Божьей Матери», большинство серьезных искусствоведов датировало этот образ как очень древний (14 или 12 века). Илья Сергеевич очень обрадовался этому и пошел к своему другу и учителю, показать редкостную находку, его учитель посмотрел на него с улыбкой и поинтересовался: «Не помнишь ли ты, случайно, когда Казань была взята?»
Действительно, Казань была взята в 1552 году, решающая битва состоялась в день «Покрова Пресвятой Богородицы» и отсюда следует, что икона, найденная Глазуновым не могла быть написана раньше середины 16 века. Первое явление «Казанской Божьей Матери» было в городе Казани в 1579 году, после страшного пожара, уничтожившего большую часть города, этим обстоятельством воспользовались мусульмане, которые напрямую связывали пожар с принятием христианства большинством населения города. В сонном видении десятилетней девочке Матроне явилась сама Пресвятая Богородица и повелела найти на пожарище зарытую в землю икону. Это видение повторилось три раза и последний раз ей было грозное предупреждение, что если она не послушается, то будет болеть, а икона явится в другом месте. После чего, мать девочки и сама Матрона начали самостоятельно искать этот образ. Затем, к их поискам присоединились другие люди, но икону нашла девочка. Икона была обернута в ветхий суконный рукав, который почти истлел, при этом сама икона была в прекрасном состоянии. Это событие описал священник Никольской Церкви Ермолай, который в будущем стал патриархом Гермогеном и был пречислен к лику святых в 1913 году. Он же и описал шестнадцать первых чудес, которые произошли от этого образа. Первых два чуда были связаны с исцелением зрения, поэтому, образу иконы Казанской Божьей Матери усердно молятся, те, у кого плохое зрение. Очень поучительным является первое исцеление от слепоты некоего Иосифа, который был незрячим целых три года. Из – за слепоты, он не мог работать и просил милостыню. После чудесного исцеления от иконы Божьей Матери, вместо того, чтобы благодарить Бога и Царицу Небесную, он пошел как обычно просить милостыню. Возможно, он хотел продолжить собирать деньги прикидываясь слепым. Он был наказан тем, что стал хуже видеть, но зрение полностью не потерял, и собирать теперь милостыню он мог уже на законных основаниях. Второй случай был также связан с прозрением некого Никиты, но он сразу пошел благодарить Пресвятую Деву. Очень удивительно и трогательно, четвертое чудо описанное в этой летописи. От иконы Божьей Матери исцелился маленький слепой ребенок, который стал осязать руками лицо своей матери, которая принесла его на руках в церковь. Архиепископ, чтобы убедится в исцелении приказал принести красное яблоко и ребенок протянул к нему свои ручки. На месте найденной иконы был построен монастырь и девочка Матрона с её матерью стали монахинями этого монастыря. После пострига Матрона стала инокиней Маврой.
Список с этой иконы был отправлен царю Иоанну Грозному. Другой список этой иконы был в ополчении Минина и Пожарского когда они шли освобождать Москву, а после победы, на свои средства князь Пожарский построил Казанский Собор на Красной площади, где и был поставлен этот чудотворный список. В ноябре мы как раз отмечаем праздник «Казанской Божьей Матери» который связан с чудесным освобождением Москвы от поляков. Есть предание, что это тот самый чудотворный образ который сейчас находится в Елоховском соборе (если смотреть на царские врата, то справа будет рака с мощами митрополита Алексея, а слева на солеи икона Казанской Божьей Матери), но точной уверенности в этом нет, потому что в 1918 году в Москве ходили слухи об исчезновении этого образа из Казанского собора. Осталась дореволюционная фотография этого чудесного образа. Еще одним образом благословил святой Митрофан Воронежский строительство Санкт-Петербурга. Есть благочестивое предание, что пока перед ним молятся люди, враг не захватит этот город. Перед этим образом молился Кутузов отправляясь на войну с Наполеоном. А после его смерти, он был похоронен в Казанском соборе рядом с ним. В советское время этот чудотворный образ находился в Князь Владимирском соборе, а в настоящее время он снова находится в Казанском соборе Санкт-Петербурга.
К сожалению первообраз «Казанской иконы» был похищен в 1904 году святотатцами и через некоторое время у нас в России началась первая революция. Этот образ похитил некто Варфоломей Стоян, взявший себе псевдоним Федор Чайкин и имевший на это имя фальшивый паспорт (Чайкин был знаменитым казанским разбойником, видимо поэтому Стоян взял себе это имя). На следствии выяснилось, что он разрубил икону и сжег в печи, а богатое украшение её было продано. Но в показаниях Стояна и его соучастников было много несоответствий и неточностей, что позволяет надеется, что икона до сих пор цела. Революционерам того времени очень хотелось бы, чтобы официально чудотворная икона таким образом была уничтожена, возможно кто–то подсказал ему такую версию, обещая помощь. На суде он вел себя очень нагло и в конце сказал, что он все равно сбежит и действительно через год сбежал (кто то видно очень богатый помог ему это сделать), но Варфоломея Стояна поймали через некоторое время и посадили в Шлиссельбургскую крепость, где он и сошел с ума, перед смертью отказавшись причастится.
Среди насельниц Казанского Богородицкого женского монастыря ходило предание, что настоятельница монастыря, игуменья Маргарита, каждый вечер подменяла чудотворный образ на копию, а утром возвращала все обратно. Эта версия не лишена оснований, известно, что настоятельница незадолго до похищения обращалась в полицию за помощью, чувствуя, что кто–то хочет похитить святой образ. А после похищения она сказала сестрам, что Божья Матерь будет всегда с нами. Есть даже версия, что спрятанный ею образ сейчас находится в церкви Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище города Казани.
Интересно, что на западе через некоторое время появляется икона «Казанской Божьей Матери», которую многие признали как настоящею, от неё было очень много чудес. В конечном итоге её купил Ватикан и пытался вернуть в Россию, выставляя некоторые условия. В частности визит Папы Римского в Россию, разрешения пропаганды католичества и.т.д. В конечном итоге католики решили вернуть икону без всяких условий. Возвратить ее решили в 2004 году (как раз должно было пройти 100 лет, после её похищения и в Ватикане понимали как красиво будет это выглядеть, кроме того только что чудесным образом в Россию вернулся образ Тихвинской Божьей Матери). Были приглашены специалисты с Российской стороны, была приготовлена специальная техника для проведения экспертизы, но когда сняли оклад с иконы, все сразу поняли, что этот образ не может быть подлинником. На нем были только прорисованы лики для оклада, а остальная часть образа не была прорисована. Такие образы писались прямо под оклад и составляли с ним одно общее целое и появились намного позже, в 16 веке такого образа быть не могло. Но все равно это был чудотворный образ Божьей Матери, от него было очень много чудес и эту вот икону приподнес кардинал Вальтер Каспер патриарху Алексию II в Успенском Соборе Московского Кремля. Через некоторое время ее перенесли в Казань. В настоящее время её называют Ватиканским образом Казанской иконы Божьей Матери. По некоторым предположениям эта та самая икона которая принадлежала основательнице Дивеевской общины схимонахине Александре (Мельгуновой) и в свое время хранилась в Казанской церкви села Дивеева.
Есть и другие версии где находится сейчас чудотворный первообраз Казанской. Например, выдвигается такая версия, что в Казани остался список, а Иван Грозный забрал оригинал, о чем даже возможно не знали жители Казани. А затем Петр I взял его в новую столицу. Эта версия попала во многие серьезные дореволюционные исследования (например: «Сказание о чудотворно-явленной Казанской иконе Божией Матери с кратким описанием С.-Петербургского Казанского собора», в 1867 г), с ней можно также ознакомиться на сайте Казанского Собора города Санкт–Петербурга. Но есть и противники этой версии, например икона в Санкт–Петербурге довольно большая, и не могла быть завернута в рукав однарядки, а в «Сказании о явлении иконы» будущего патриарха Гермогена описано, что когда икона была откопана, то она была завернута в рукаве однарядки вишневого цвета («На чюднай же той иконе бе рукавъ однорядки сукна вишнева ветхъ; самый же чюдотворный образъ светлостию чюдне сияя, якоже внове вапы начертанъ.»)
Есть версия, что икона была тайно продана старообрядцам или какому–нибудь собирателю редкостей. Самого грабителя нашли можно сказать случайно, смотритель Александровского ремесленного училища Владимир Вольман, осматривая место преступления предположил, что верхний замок мог быть сломан с помощью разжимных щипцов которые недавно были заказаны в его училище неким ювелиром Максимовым. Владимир Вольман поведал об этом полиции, Максимов вначале все отрицал, но потом признался, что купил их для своего знакомого Федора Чайкина. Когда пришли к Чайкину, то его и его жены не было дома, была только дочь жены и её мать. Мать Кучеровой сказала, что они уехали по железной дороге в Саров, но полиция оперативно опросив всех извозчиков города узнала, что один из них отвозил супружескую чету на пристань. Их обоих арестовали в Нижнем Новгороде на пароходе «Ниагара», у них при себе были фальшивые паспорта супругов Сорокиных. А через некоторое время стало известно, что Чайкин это не настоящая фамилия, а зовут его Варфоломей Стоян, и его супруга по настоящему является его любовницей, и её настоящая фамилия Кучерова. А вот здесь начинается самое интересное. В их квартире были найдены спрятанные драгоценности от иконы, которые были серьёзной уликой. Дочь Кучеровой видела как Варфоломей Стоян и его напарник Комов рубили на рассвете две иконы (из монастыря были похищены икона Казанской Божьей Матери и древняя икона Спасителя), а потом они их сожгли. Тоже самое показала мать Кучеровой. Дочка взяла один камушек от иконы и подарила своей подруге Зое. Интересно, что Стоян и Кучерова похоже хотели сбежать, но при этом специально оставили множество улик, чтобы через некоторое время они были разоблачены, но не пойманы, а про икону все думали бы, что она сгорела и тогда её не стали искать. Сами они были бы уже очень далеко, возможно за границей. Он бы мог незаметно принести иконы, затем их спрятать, а потом выпроводив всех под каким–нибудь предлогом, сжечь. И почему они не забрали с собой драгоценности, а спрятали их дома. И как это они не заметили, что один камушек с иконы взяла дочь Кучеровой. Квартиру они снимали в доме купца Шевлягина, так что через некоторое время все равно пришлось бы с неё съехать, а так как они сбежали, то спрятанные драгоценности нашли бы новые квартиранты. Соучастник преступления, Ананий Комов был найден из-за не уничтоженного Стояном наброска телеграммы. Они оставили столько улик, что конечно их вычислили бы через несколько дней. Они не сошли на первой остановке парохода, были уверены, что им ещё пока ничего не угрожает. Но из–за истории с ювелирными щипцами, полиция вышла на их след слишком быстро, они не успели убежать далеко. На суде Стоян пообещал сбежать из тюрьмы и действительно через год сбежал, видно кто–то ему помогал, возможно была предварительная договоренность с кем то, кто обещал его выручить если он будет молчать. А его обещание сбежать, это возможно было напоминание кому–то, что его надо выручить, а то он заговорит. Ведь такая бравада, ничего ему хорошего дать не могла, его могли после этого, только стеречь более тщательно. Так, что возможно Казанская икона где–то сейчас находится. Существует еще несколько версий, где может быть первообраз, об этом можно написать несколько книг.
В заключении можно добавить, что образ Казанской Божьей Матери побывал в космосе. 13 марта 2011 года, в праздник Торжества Православия, в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл приветствовал присутствовавших на богослужении представителей Федерального космического агентства (Роскосмоса). Святейший Патриарх Кирилл вручил руководителю Роскосмоса генерал-полковнику А.Н. Перминову и членам экипажа предстоящей экспедиции российским летчикам-космонавтам А.М. Самокутяеву и А.И. Борисенко Казанскую икону Божией Матери. «Я хотел бы, чтобы этот образ был взят на борт космического корабля во время юбилейного полета (это был юбилейный полет посвященный первому полету Юрия Гагарина, который был полвека назад). Храни вас Господь», — сказал Патриарх Кирилл. «Пусть над нашим мятущимся, раздираемым противоречиями миром, в котором так много скорби и человеческого горя, простирается Покров Пречистой Царицы Небесной, — сказал Предстоятель. — В этом смысле российские космонавты, помимо своих очень сложных и важных профессиональных обязанностей, будут осуществлять и некую духовную миссию». 7 апреля 2011 года космический корабль «Юрий Гагарин» доставил икону на Международную космическую станцию.