Меню
НОВОСТИ
Просмотров: 75 | Добавил: kreslon | Дата: 19.09.2017
Просмотров: 345 | Добавил: kreslon | Дата: 17.04.2017
Просмотров: 283 | Добавил: kreslon | Дата: 17.04.2017
1 2 3 4 »
Все новости
Поиск
Календарь

 

 
 

 

 

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
СОЦСЕТИ
Ссылки
 История
История храма в Орлово

Составлено по статье Л.Р. Вайнтрауба "Неизвестные страницы биографии протоиерея Николая Лаврова (1883-1937)".
Вестник ПСТГУ
II: История. История Русской Православной Церкви
2007. Вып. 1 (22). С. 101–110

Расположенное в жилом массиве современного района «Солнцево» Западного административного округа Москвы село Орлово с деревнями известно с XVI столетия. Эти земли исстари принадлежали московскому кафедральному Чудову монастырю, имевшему здесь в конце XVI в. свой монастырский двор.

Первый деревянный храм в Орлове был посвящен Покрову Пресвятой Богородицы, поэтому и место это имело название Покровский погост. В польско-литовское лихолетье эта церковь была уничтожена и восстановлена лишь во второй половине XVII столетия с новым именованием в честь Казанской иконы Божией Матери с приделом святителя Николая. Эта деревянная церковь была перенесена в 1698 г. из подмосковной вотчины бояр Стрешневых с. Узково (Усково, Узкое). После реформы по конфискации церковной собственности в царствование Екатерины Великой в 1760-е гг. с. Орлово с дер. Румянцево стали владениями, населенными государственными крестьянами. Со второй половины XVIII столетия в Орлове существовала деревянная однопрестольная Никольская церковь (1). В 1813 г. к Никольскому храму в селе Орлове приписали малоприходную каменную церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы в с. Говорово, построенную в 1734 г. в старинной помещичьей усадьбе князей Трубецких. Таким образом, в приход Казанской (Никольской) церкви попали с. Говорово, дер. Суково, а также старинное сельцо Картмазово на Сетуни, где с XVII столетия до конца XVIII в. существовал деревянный храм Успения Божией Матери.

Каменный храм в с. Орлово возвели на средства фабриканта Епанешникова в 1861 г. вместо сгоревшей в декабре 1851 г. деревянной церкви. Первоначально он был с двумя приделами в честь Успения Пресвятой Богородицы и святителя Николая (2). Позже в 1873 г. к нему пристроили трапезную часть, в которой устроили третий придел, посвященный Донской иконе Божией Матери (3).

С 1910 г. по благословению высокопреосвященного Владимира, митрополита Московского и Коломенского, настоятелем храма святителя Николая в с. Орлове 2-го благочиннического округа Московского уезда назначили священника Николая Яковлевича Лаврова.


31 июля 1910 г. отец Николай получает новое назначение к Никольской церкви в с. Орлово, расположенное ближе к Москве, чем с. Воскресенское-Саввино (платформа Переделкино (17-я верста) Московско-Киево-Воронежской железной дороги). Здесь вполне проявились педагогические способности отца Николая Лаврова, ставшего законоучителем в двух церковно-приходских и одной земской школах прихода. Первая церковно-приходская школа была открыта в Орлове. Здесь учились крестьянские мальчики и девочки разного возраста. На средства князей Туркестановых, владельцев усадьбы в Говорове, была основана еще одна церковно-приходская школа, получавшая содержание от Владыки Трифона (Туркестанова), епископа Дмитровского. На средства Московского уездного земства существовало земское училище в дер. Румянцево (5).


Причт Никольского храма состоял из настоятеля священника Николая Лаврова, диакона на вакансии псаломщика Василия Вознесенского (1910 г.), просвирни Анны Ивановны Рождественской. Должность церковного старосты многие годы исправлял Михаил Васильевич Панков. Рачительный, глубоко верующий и порядочный человек, он всегда помогал батюшке в ведении церковного хозяйства, любил и благоукрашал приходской Никольский храм.

Накануне революционных событий 1917 г. в Никольском приходе состояли 224 двора с населением более 1000 человек. В самом селе Орлове находились 86 дворов (7).

Октябрьский переворот и первые декреты новой «безбожной» власти нарушили мирное течение жизни в Орлове. По новому территориальному делению приходские селения отошли к Козловской волости Московского уезда, а позже вошли в Кунцевский район Московской области. Власти закрыли церковно-приходские школы и запретили обучение Закону Божьему детей, конфисковали церковную землю, лишили священнослужителей и церковный актив гражданских прав, превратив их в «лишенцев». Церковь была лишена права собственности, и Никольский храм с имуществом передали в пользование православной общине верующих «по договору» с местным совдепом и церковным отделом волостной милиции. В 1921 г. отца Николая «причислили» к тыловому ополчению, и за уклонение от отбывания общественных работ он был ненадолго подвергнут аресту, но вскоре, по ходатайству прихожан, получил освобождение.


В июле 1935 г. Кунцевский райсовет на своем заседании утверждает «ходатайство» жителей с. Орлова и членов колхоза «Ленинец» о закрытии Никольского храма с переоборудованием здания под местную среднюю школу. 23 сентября это постановление утверждается в Мособлисполкоме (10).

6 октября 1935 г. председатель Орловского сельсовета Стрекалов объявил членам приходской «двадцатки» решение Мособлисполкома о закрытии церкви и потребовал ключи от здания храма. Отец Николай Лавров собрал верующих и подготовил обратное ходатайство от прихожан в секретариат ВЦИК СССР, с просьбой приостановить постановление о закрытии храма.

Постановление Мособлисполкома после формального разбирательства и «заключения» специалиста Комиссии по делам религиозных культов при ВЦИК было утверждено решением Президиума ВЦИК от 20 февраля 1936 г. Кунцевский РИК утвердил смету и проект переустройства Никольской церкви в Орлове под школу и предложил верующим перенести церковную утварь и иконы в близлежащие храмы селений Кунцевского района Преображенский в Лукине-Переделкино и Благовещенский в Федосьине.


Пояс и скуфья священника Николая Лаврова

Пояс и скуфья священника Николая Лаврова.

23 сентября 1937 г. отец Николай был арестован Кунцевским райотделом НКВД в Саларьево и препровожден в местную тюрьму. Отсюда пастырь передал последнюю весточку своим родным через записку к дочери Софии: «Прощайте навсегда. Ваш папочка».

Отца Николая обвиняли как активного «тихоновца», который вел антисоветскую агитацию против проводимых советской властью мероприятий. Следователи приписывали ему руководство «контрреволюционной кулацкой группой с активной контрреволюционной подрывной деятельностью».

По постановлению тройки при УНКВД по Москве и Московской области от 17 октября 1937 г. протоиерей Николай Яковлевич Лавров был приговорен к расстрелу и 21 октября в числе других страдальцев за веру обрел мученическую кончину на Бутовском полигоне. Вместе с отцом Николаем в Бутове расстреляли членов церковного совета Никольской церкви в Орлове Ивана Арефьевича Горькова и Ивана Прокофьевича Дубатова.


Историческая карта памятников подмосковья, 1926 год

Село Орлово на топографической карте 1852 года. Крестиком отмечен храм.


* (1) РГА ДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 739. Л. 54.
(2) ЦИ АМ. Ф. 203. Оп. 434. Д. 3. Л. 1–1 об.
(3) ЦИ АМ. Ф. 203. Оп. 446. Д. 18. Л. 1–5.
(5) ЦИ АМ. Ф. 1176. Оп. 1. Д. 193. Л. 145–147.
(7) ЦИ АМ. Ф. 1176. Оп. 1. Д. 193. Л. 148 об.
(10) ГА РФ. Ф. 5263. Оп. 1. Д. 1288.
написать письмо: hramorlovo @ yandex.ru